Но когда интерес мамы сомкнулся на интересах ребенка, вокруг не останется ни мужа, ни ребёнка. Они задыхаются от контролирующего внимания мамы.
Если в отсутствие малыша в голове мамы кошмары о возможной трагедии - это не тревога, это уже невроз. И к ребёнку это не имеет никакое отношение. Это функциональное расстройство нервной системы.
Мама раздражительна, быстро утомляется, острее реагирует на любые стрессы. А потом до бессонницы, головных болей, расстройства здоровья недалеко. У тревожной мамы ощущение постоянного напряжения.
И малыш находится в группе риска. Ведь, стараясь оградить, его от всего, что может и не может случиться, мама многого его лишает. Чтобы спасти ребёнка мама что-то запрещает или делает это сама: не ходи по лужам, не дружи с Васей, потому что он из неблагополучной семьи. Можно подумать, что Петя из благополучной не может по голове настучать самосвалом.
Тревожность мамы передаётся папе и ребёнку. Запах адреналина, тремор, мокрые ладошки, дрожащий голос — малыш всё чувствует.
Мама подходит к кроватке ребёнка, опасаясь, что он не дышит, что температурит — он улавливает беспокойный взгляд, изменившийся голос. Мама прижимает малыша, когда проходит мимо толпы, и ему передаётся участившийся пульс.
И вот малыш подрастает, а мама убеждается, что тревоги становятся общими: лифт и собаку мама и ребёнок боятся вместе. Потому что мама трясло в лифте, а малыш связан с мамой телесно примерно до 5 лет!